» » Отстаиваем свое мнение правильно

Отстаиваем свое мнение правильно


Как у нас спорят? Агрессивно, бескомпромиссно, рьяно.

Если мнения по какому-то вопросу не совпадают, начинаются крики, ругань, навешивание уничижительных ярлыков. Страсти накаляются, дискуссия идет на повышенных тонах и часто заканчивается ссорой с взаимными оскорблениями.

Все это происходит потому, что в нашем обществе у многих людей отсутствует культура общения, умение вести спор. Ведь этому надо учить, причем, с детства, но таким обучением у нас никто не занимается. Поэтому первые уроки того, «как не надо» спорить, ребенок часто получает в семье …

Впрочем, откуда было взяться такой культуре? Вспомним наследие недавнего прошлого, когда в нашем обществе напрочь отсутствовало уважение людей друг к другу. В этом можно было убедиться, наблюдая разборки на коммунальных кухнях, в общественном транспорте, очередях, магазинах, жэках…

Уроки взаимоуважения

В западных странах детей в школах учат искусству ведения спора. Да-да, специально учат! Там давно пришли к выводу, что мир многополярен, и у людей существуют разные мнения, порой кардинально отличающиеся друг от друга. Поэтому приходится быть терпимыми к мнениям других людей. Иначе, если в обществе каждый начнет агрессивно отстаивать свою позицию, не обращая внимания на других, то начнется такое!..

Эти занятия называются «Уроки гражданской толерантности» или «Умение вести дискуссию». На них дети учатся цивилизованно спорить, слышать и понимать точки зрения других людей.

Как проходят такие уроки? Школьник должен встать на одну позицию, суметь аргументировать ее и доказать. Затем он должен принять противоположную позицию и столь же убедительно аргументировать и доказать ее. Так дети учатся постигать многополярность мира, объединять разные мнения и находить компромиссы между ними.

Правила ведения спора

Поверьте, можно жестко спорить и отстаивать свою позицию, но при этом не оскорблять другого человека. Для этого надо запомнить некоторые приемы.

Если вы обсуждаете какой-то вопрос, то обсуждайте именно тему, а не человека. Скажите: «Я с тобой не согласна, по-моему, ты неправ. Мне кажется, здесь надо поступить так-то и так-то».

А если вы скажете собеседнику: «Ты дурак, ни черта не соображаешь! Надоело объяснять тебе одно и то же!», то это не обсуждение вопроса, а оскорбление. Сможете ли вы прийти к единому решению? Ответ очевиден.

Поэтому, как только вы заметите, что отклонились от темы и перешли на личность оппонента, прикусите язык и вернитесь к вопросу, который вы обсуждаете.

Также избегайте в споре применять такие аргументы, как: «Ты всегда!..» (хочешь меня разозлить, агрессивно себя ведешь и т. д.), «Ты никогда!... (не прислушиваешься ко мне, не уступаешь и пр.). В этом случае тоже происходит уход от предмета дискуссии, и вместо конструктивного обсуждения вопроса, вы даете оценку своему оппоненту, а этого делать нельзя.

А. В. Стешов в своей книге «Как победить в споре» пишет: «Запрещаются оскорбительные, унижающие выпады против личности собеседника, какие бы мысли и идеи тот ни отстаивал. Если кто-то нарушает этот принцип, то начинается противоборство амбиций. Оказавшись объектом насмешек, человек нередко мстит за унижение. Не унижайте другого. Не царапайте его самолюбие, не задевайте его неосторожно».

Обсуждайте любые вопросы, любые темы. Но не трогайте личности участников дискуссии. Они должны оставаться вне зоны обсуждения!

Кстати, этим искусством хорошо владеют учены. В дебатах, которые порой разгораются в Академии Наук, оппоненты могут в пух и прах разнести позицию противника, убедительно доказать ее ошибочность и несостоятельность. Но делают это, соблюдая правила вежливости, не задевая личности оппонента. Это высшее искусство! И ему стоит научиться.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.